Фото: sev.gov.ru
Как удалось открыть Севастополь для круизных судов и вывести порт из кризиса
За плечами Владимира Очкуренко непростая, но успешно пройденная часть жизненного пути длиною почти три четверти века. Еще в советское время по его инициативе была создана одна из первых в стране ассоциаций "Севастополь-Тур", которая осуществляла международные морские перевозки и принимала иностранных туристов в "закрытом" городе. В середине 90-х годов Владимир Очкуренко возглавил порт Севастополя. При его действенном участии решались вопросы обеспечения безопасности мореплавания, увеличения грузооборота, а также открытия порта для круизных судов. Накануне 75-летнего юбилея Владимир Андреевич рассказал о своей жизни и трудовой деятельности.
Закалка на всю жизнь
На первую работу Владимир устроился в 16 лет в 1964 году. Ремонтировал гидросамолеты в мастерских в севастопольской бухте Омега.
- Большинство молодежи тогда стремилось быстрее начать работать, - вспоминает Владимир Андреевич. - В авиамастерских я попал в бригаду бывших фронтовиков. Жесткие были мужики, но добрые и справедливые, как и мой отец, который тоже прошел войну. Там строго следили за дисциплиной. Опоздал - всех лишали премии. В этой бригаде я получил закалку, которой потом хватило на всю жизнь.
Отец Володи был учителем и убедил сына продолжать образование. Владимир учился в вечерней школе, а потом на вечернем отделении института, где получил специальность инженера-электрика. Вспоминает, как пешком добирался из дома в Стрелецкой бухте до работы и потом на занятия, ведь троллейбусы в городе еще не ходили.
После учебы Владимир работал в лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока, где реализовывали научные разработки и создавали специальную технику. Сейчас это ОАО "НПП "Квант". Он также активно участвовал в общественной жизни города, что предопределило его последующую деятельность на должности заведующего орготделом Ленинского райкома комсомола. Связь с комсомолом и комсомольцами 1970-х годов Владимир поддерживает и сегодня.
С 1975 по 1990 год Владимир Очкуренко работал в Севастопольском горисполкоме помощником председателя и заведующим общим отделом. Главным его наставником здесь стал председатель горисполкома Евгений Васильевич Генералов, почетный гражданин Севастополя, имеющий большой авторитет у жителей.
- Евгению Васильевичу, как учителю, я многим обязан в жизни, - говорит Очкуренко. - До сих пор я обращаюсь к нему по разным вопросам и всегда получаю мудрые советы.
Первые круизы
В перестройку в Севастополь стали часто приезжать иностранные делегации, прием которых обеспечивал Очкуренко. Однако проблемы в экономике требовали не только протокольного общения, но и непосредственной внешнеэкономической деятельности на местах. В 1988 году вышло постановление правительства СССР, разрешающее создавать самофинансируемые региональные ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.
30 марта 1990 года на основании доклада Очкуренко Севастопольский горисполком принял решение о создании ассоциации "Севастополь-Тур". Учредителями ассоциации также стали горком партии, Нахимовский райисполком, морской торговый порт, Жилсоцбанк, НПО "Муссон", объединение гостиниц, музеи и другие ведущие организации Севастополя и Крыма. Владимир Очкуренко был избран генеральным директором ассоциации.
Летом 1990 года в ходе визита в Севастополь кораблей ВМС Турции было согласовано обращение ассоциации к послу Турции в СССР об открытии порта Стамбула для судов из Севастополя. Это обеспечило работой простаивавшие в городе научно-исследовательские суда.
- Мы раньше всех в СССР организовали морские поездки в Турцию, - говорит Очкуренко. - В 1990 году судно "Академик Колесников" первым отправилось в Стамбул. Потом стали также фрахтовать суда у Дунайского и Балтийского морских пароходств, пассажиры съезжались к нам со всего Советского Союза.
В 1990 году при активном содействии командующего Черноморским флотом Михаила Хронопуло была открыта линия Киев - Севастополь для захода советских теплоходов "река-море" с иностранными туристами на борту.
Порт Севастополя еще не имел статуса международного, что необходимо для иностранных круизов. Поэтому стали работать и через порт Ялты, откуда туристов развозили автобусами на экскурсии по Крыму. Ассоциация стала создавать современную туристическую инфраструктуру: готовила гидов-переводчиков, участвовала в развитии сети ресторанов, гостиниц и других рекреационных объектов от Ялты до Севастополя. Организовывались также чартерные авиаперелеты в аэропорт Бельбек, зарубежные поездки детей и творческих коллективов, осуществлялись грузоперевозки и другие виды экономической деятельности.
- Я очень благодарен людям, которые поддержали идею ассоциации, революционную для того времени. Мы всем городом работали ради одной цели. Военный статус города не препятствовал, наоборот, он содействовал развитию в нем международного туризма, - отмечает Владимир Очкуренко.
К середине 90-х ассоциация прекратила деятельность, но организованный ею бизнес активно развивался и далее, а Владимир Очкуренко продолжил реализовывать идею превращения Севастополя в круизный город. Для этого требовались преобразования в порту Севастополя.
Он принял Севастопольский морской торговый порт в 1996 году в плачевном состоянии. Сначала порт был переведен из коммунальной собственности в государственную. Это позволило расширить деятельность и заключать международные договоры. Уже к 1999 году порт вышел из кризиса. В 2000-м Севастопольский порт получил статус международного и стал полноценным хозяином акватории четырех основных бухт города. Предприятие вступило в ведущую международную ассоциацию "Медкруиз", и сюда стали заходить крупнейшие круизные компании мира. В этом же году Владимир Очкуренко был награжден почетным знаком "За заслуги перед городом-героем Севастополем".
Флот приходил на помощь
Важным этапом развития стало создание в порту при содействии Черноморского флота службы регулирования движения судов.
- После раздела флотов оставалось много проблем, связанных с их смежным базированием и организацией торгового мореплавания, - говорит Владимир. - Не был урегулирован вопрос рейда. Приходили военные корабли, грузовые и круизные суда. Кто кого должен пропускать, как обеспечить их безопасное движение в акватории порта и на подходах к ней? Этим и занималась новая служба.
Порт помог решить проблему обеспечения Черноморского флота ГСМ, открыв на одном из причалов пункт пропуска через границу. А когда в 1999 году в Севастопольской бухте судно с 50 тоннами мазута на борту получило пробоину, на помощь пришла аварийно-спасательная служба флота.
- Черноморский флот серьезно помог в развитии порта, - говорит Владимир Очкуренко. - Обращались к флоту как к старшему товарищу. Хотя мы и были в разных государствах, но всегда находили помощь.
В 2007-м Владимир Очкуренко возглавил порт Феодосии. Там он переориентировал грузооборот с глины на гораздо более прибыльные металл и нефть. Стали заходить большие сухогрузы и танкеры. Порт окреп и сам стал оказывать помощь другим предприятиям, в том числе Ялтинскому порту.
С 1996 по 2005 год прибыль Севастопольского морского торгового порта выросла почти в десять раз, а средняя зарплата работников порта - в шесть. Прибыль Феодосийского морского торгового порта в период руководства Очкуренко с 2007 по 2009-й также выросла в 12 раз.
В 2010 году Владимир Андреевич ушел на пенсию, но и сейчас продолжает активно заниматься общественной деятельностью. Воспитывает внуков и играет в большой теннис, которым увлекается с детства. С женой Светланой в этом году они отметят 50-летний юбилей свадьбы. Их сын Сергей стал доктором юридических наук и возглавляет кафедру в Севастопольском государственном университете.
Владимир Андреевич очень надеется, что в нынешние трудные времена Севастополь сохранит в качестве отдельного субъекта свой основанный еще Екатериной II морской торговый порт, который непременно преодолеет и текущий кризис.
Закалка на всю жизнь
На первую работу Владимир устроился в 16 лет в 1964 году. Ремонтировал гидросамолеты в мастерских в севастопольской бухте Омега.
- Большинство молодежи тогда стремилось быстрее начать работать, - вспоминает Владимир Андреевич. - В авиамастерских я попал в бригаду бывших фронтовиков. Жесткие были мужики, но добрые и справедливые, как и мой отец, который тоже прошел войну. Там строго следили за дисциплиной. Опоздал - всех лишали премии. В этой бригаде я получил закалку, которой потом хватило на всю жизнь.
Отец Володи был учителем и убедил сына продолжать образование. Владимир учился в вечерней школе, а потом на вечернем отделении института, где получил специальность инженера-электрика. Вспоминает, как пешком добирался из дома в Стрелецкой бухте до работы и потом на занятия, ведь троллейбусы в городе еще не ходили.
После учебы Владимир работал в лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока, где реализовывали научные разработки и создавали специальную технику. Сейчас это ОАО "НПП "Квант". Он также активно участвовал в общественной жизни города, что предопределило его последующую деятельность на должности заведующего орготделом Ленинского райкома комсомола. Связь с комсомолом и комсомольцами 1970-х годов Владимир поддерживает и сегодня.
С 1975 по 1990 год Владимир Очкуренко работал в Севастопольском горисполкоме помощником председателя и заведующим общим отделом. Главным его наставником здесь стал председатель горисполкома Евгений Васильевич Генералов, почетный гражданин Севастополя, имеющий большой авторитет у жителей.
- Евгению Васильевичу, как учителю, я многим обязан в жизни, - говорит Очкуренко. - До сих пор я обращаюсь к нему по разным вопросам и всегда получаю мудрые советы.
Первые круизы
В перестройку в Севастополь стали часто приезжать иностранные делегации, прием которых обеспечивал Очкуренко. Однако проблемы в экономике требовали не только протокольного общения, но и непосредственной внешнеэкономической деятельности на местах. В 1988 году вышло постановление правительства СССР, разрешающее создавать самофинансируемые региональные ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.
30 марта 1990 года на основании доклада Очкуренко Севастопольский горисполком принял решение о создании ассоциации "Севастополь-Тур". Учредителями ассоциации также стали горком партии, Нахимовский райисполком, морской торговый порт, Жилсоцбанк, НПО "Муссон", объединение гостиниц, музеи и другие ведущие организации Севастополя и Крыма. Владимир Очкуренко был избран генеральным директором ассоциации.
Летом 1990 года в ходе визита в Севастополь кораблей ВМС Турции было согласовано обращение ассоциации к послу Турции в СССР об открытии порта Стамбула для судов из Севастополя. Это обеспечило работой простаивавшие в городе научно-исследовательские суда.
- Мы раньше всех в СССР организовали морские поездки в Турцию, - говорит Очкуренко. - В 1990 году судно "Академик Колесников" первым отправилось в Стамбул. Потом стали также фрахтовать суда у Дунайского и Балтийского морских пароходств, пассажиры съезжались к нам со всего Советского Союза.
В 1990 году при активном содействии командующего Черноморским флотом Михаила Хронопуло была открыта линия Киев - Севастополь для захода советских теплоходов "река-море" с иностранными туристами на борту.
Порт Севастополя еще не имел статуса международного, что необходимо для иностранных круизов. Поэтому стали работать и через порт Ялты, откуда туристов развозили автобусами на экскурсии по Крыму. Ассоциация стала создавать современную туристическую инфраструктуру: готовила гидов-переводчиков, участвовала в развитии сети ресторанов, гостиниц и других рекреационных объектов от Ялты до Севастополя. Организовывались также чартерные авиаперелеты в аэропорт Бельбек, зарубежные поездки детей и творческих коллективов, осуществлялись грузоперевозки и другие виды экономической деятельности.
- Я очень благодарен людям, которые поддержали идею ассоциации, революционную для того времени. Мы всем городом работали ради одной цели. Военный статус города не препятствовал, наоборот, он содействовал развитию в нем международного туризма, - отмечает Владимир Очкуренко.
К середине 90-х ассоциация прекратила деятельность, но организованный ею бизнес активно развивался и далее, а Владимир Очкуренко продолжил реализовывать идею превращения Севастополя в круизный город. Для этого требовались преобразования в порту Севастополя.
Он принял Севастопольский морской торговый порт в 1996 году в плачевном состоянии. Сначала порт был переведен из коммунальной собственности в государственную. Это позволило расширить деятельность и заключать международные договоры. Уже к 1999 году порт вышел из кризиса. В 2000-м Севастопольский порт получил статус международного и стал полноценным хозяином акватории четырех основных бухт города. Предприятие вступило в ведущую международную ассоциацию "Медкруиз", и сюда стали заходить крупнейшие круизные компании мира. В этом же году Владимир Очкуренко был награжден почетным знаком "За заслуги перед городом-героем Севастополем".
Флот приходил на помощь
Важным этапом развития стало создание в порту при содействии Черноморского флота службы регулирования движения судов.
- После раздела флотов оставалось много проблем, связанных с их смежным базированием и организацией торгового мореплавания, - говорит Владимир. - Не был урегулирован вопрос рейда. Приходили военные корабли, грузовые и круизные суда. Кто кого должен пропускать, как обеспечить их безопасное движение в акватории порта и на подходах к ней? Этим и занималась новая служба.
Порт помог решить проблему обеспечения Черноморского флота ГСМ, открыв на одном из причалов пункт пропуска через границу. А когда в 1999 году в Севастопольской бухте судно с 50 тоннами мазута на борту получило пробоину, на помощь пришла аварийно-спасательная служба флота.
- Черноморский флот серьезно помог в развитии порта, - говорит Владимир Очкуренко. - Обращались к флоту как к старшему товарищу. Хотя мы и были в разных государствах, но всегда находили помощь.
В 2007-м Владимир Очкуренко возглавил порт Феодосии. Там он переориентировал грузооборот с глины на гораздо более прибыльные металл и нефть. Стали заходить большие сухогрузы и танкеры. Порт окреп и сам стал оказывать помощь другим предприятиям, в том числе Ялтинскому порту.
С 1996 по 2005 год прибыль Севастопольского морского торгового порта выросла почти в десять раз, а средняя зарплата работников порта - в шесть. Прибыль Феодосийского морского торгового порта в период руководства Очкуренко с 2007 по 2009-й также выросла в 12 раз.
В 2010 году Владимир Андреевич ушел на пенсию, но и сейчас продолжает активно заниматься общественной деятельностью. Воспитывает внуков и играет в большой теннис, которым увлекается с детства. С женой Светланой в этом году они отметят 50-летний юбилей свадьбы. Их сын Сергей стал доктором юридических наук и возглавляет кафедру в Севастопольском государственном университете.
Владимир Андреевич очень надеется, что в нынешние трудные времена Севастополь сохранит в качестве отдельного субъекта свой основанный еще Екатериной II морской торговый порт, который непременно преодолеет и текущий кризис.
Поделиться:
Материалы по теме
«Ушел молодым, но жив в сердце»: кубанская семья простилась с героем СВО, погибшим в бою с террористами
Вадиму Евсюкову был 31 год
«В мое эскорт-агентство прислали ее анкету»: продюсер эротических фильмов вспомнил, как впервые узнал о Марго Овсянниковой
Александр Валов не посчитал нынешнюю спутницу Киркорова «перспективной»
«Соседи «стучат», а бездомные — насилуют»: вернувшаяся в Россию экс-солистка группы «Демо» рассказала о жизни в Америке
Саша Зверева не была на родине 10 лет