
Фото: Фото: volgograd-trv.ru
В музее-заповеднике "Сталинградская битва" в Волгограде началась реставрация полотна и предметного плана панорамы "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" (одной из крупнейших в мире) и четырех диорам, посвященных различным эпизодам сражения на Волге.
Над самой большой картиной страны работа шла несколько лет. Первые зрители смогли оценить его летом 1982 года. Его уже однажды реставрировали: это сделали в марте-июне 2005 года специалисты ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Осенью 2009 года мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова обновили предметный план панорамы и полотна диорам. В этот раз пригласили снова "грековцев". Кстати, именно эта студия и создала 40 лет назад панораму.
- Мы не нашли серьезных разрушений: ни кракелюров, ни прорывов, ни деформаций холста. А только естественные загрязнения, - поделился первыми впечатлениями художник-реставратор Иван Крившинко. - Каждая реставрация оставляет контрольные участки. Мы чистим полотно, оно становится ярче. Но в одном незаметном для зрителя месте оставляют неочищенный участок. По ним можно понять, сколько раз реставрировали. Работу над панорамой мы бы хотели закончить в конце апреля. Дел тут много: высота полотна - 15 метров, длина по окружности - 120 метров, площадь предметного плана - тысяча квадратных метров.
Освещение полотна обеспечивает светоотражатель, который зрители не видят. Его тоже надо чистить - это еще тысяча "квадратов". Собственно, с него начали - вынесли 40 килограммов пыли, а это лишь четверть всех загрязнений, которые предстоит удалить. Предметы перед живописной стеной в неплохом состоянии, но тоже требуют починки. Где-то откололся кусочек декоративного слоя, где-то появились трещины из-за того, что ссыхается древесина. Чтобы не деформировать ничего, художники ходят по пространству перед полотном в валенках.
Первым делом "грековцы" провели фотофиксацию, чтобы точно запечатлеть, где лежала каждая гильза, каждая каска. Если что-то передвинут хоть на пару сантиметров, по снимкам можно будет это увидеть и вернуть вещь на место. Пыль удаляют специальными щеточками и пылесосом. Потом художники возьмутся за кисти и "впишут" предметы в полотно. Ведь, напомним, суть панорамы в том, что ближе к зрителю находятся объемные объекты, которые почти незаметно для глаза сливаются с раскрашенным задником. На самом полотне нет мест, которым требуется тонирование.
Если в целом панорама в неплохом состоянии, тогда зачем вызвали реставраторов? А тут все как с зубами. К стоматологу ходят, не когда заболит, а регулярно. Чтобы не болело. Так и с предметами искусства.
- Работы необходимо проводить периодически. Есть проблемы с повреждениями холста. На диорамах есть потеки. В предыдущие годы кровля не была полностью гидроизолирована, случались протечки. Доступ к экспонатам закрыт не будет. У посетителей будет уникальная возможность посмотреть на процесс реставрации, - сказал директор музея Алексей Дементьев.
Пожалуй, небольшим диорамам как раз больше внимания нужно. Одна из них даже пошла волнами. Нижняя кромка шнуровки истлела, нарушилось натяжение. Наверняка, потребуется перенатяжка холстов и укрепление красочного слоя с лицевой стороны. За диорамой создадут повышенную влажность, чтобы холст стал более пластичным.
Над самой большой картиной страны работа шла несколько лет. Первые зрители смогли оценить его летом 1982 года. Его уже однажды реставрировали: это сделали в марте-июне 2005 года специалисты ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Осенью 2009 года мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова обновили предметный план панорамы и полотна диорам. В этот раз пригласили снова "грековцев". Кстати, именно эта студия и создала 40 лет назад панораму.
- Мы не нашли серьезных разрушений: ни кракелюров, ни прорывов, ни деформаций холста. А только естественные загрязнения, - поделился первыми впечатлениями художник-реставратор Иван Крившинко. - Каждая реставрация оставляет контрольные участки. Мы чистим полотно, оно становится ярче. Но в одном незаметном для зрителя месте оставляют неочищенный участок. По ним можно понять, сколько раз реставрировали. Работу над панорамой мы бы хотели закончить в конце апреля. Дел тут много: высота полотна - 15 метров, длина по окружности - 120 метров, площадь предметного плана - тысяча квадратных метров.
Освещение полотна обеспечивает светоотражатель, который зрители не видят. Его тоже надо чистить - это еще тысяча "квадратов". Собственно, с него начали - вынесли 40 килограммов пыли, а это лишь четверть всех загрязнений, которые предстоит удалить. Предметы перед живописной стеной в неплохом состоянии, но тоже требуют починки. Где-то откололся кусочек декоративного слоя, где-то появились трещины из-за того, что ссыхается древесина. Чтобы не деформировать ничего, художники ходят по пространству перед полотном в валенках.
Первым делом "грековцы" провели фотофиксацию, чтобы точно запечатлеть, где лежала каждая гильза, каждая каска. Если что-то передвинут хоть на пару сантиметров, по снимкам можно будет это увидеть и вернуть вещь на место. Пыль удаляют специальными щеточками и пылесосом. Потом художники возьмутся за кисти и "впишут" предметы в полотно. Ведь, напомним, суть панорамы в том, что ближе к зрителю находятся объемные объекты, которые почти незаметно для глаза сливаются с раскрашенным задником. На самом полотне нет мест, которым требуется тонирование.
Если в целом панорама в неплохом состоянии, тогда зачем вызвали реставраторов? А тут все как с зубами. К стоматологу ходят, не когда заболит, а регулярно. Чтобы не болело. Так и с предметами искусства.
- Работы необходимо проводить периодически. Есть проблемы с повреждениями холста. На диорамах есть потеки. В предыдущие годы кровля не была полностью гидроизолирована, случались протечки. Доступ к экспонатам закрыт не будет. У посетителей будет уникальная возможность посмотреть на процесс реставрации, - сказал директор музея Алексей Дементьев.
Пожалуй, небольшим диорамам как раз больше внимания нужно. Одна из них даже пошла волнами. Нижняя кромка шнуровки истлела, нарушилось натяжение. Наверняка, потребуется перенатяжка холстов и укрепление красочного слоя с лицевой стороны. За диорамой создадут повышенную влажность, чтобы холст стал более пластичным.
Поделиться:
Материалы по теме
Съехала с катушек, упек муж или дешевый пиар: краснодарскую участницу «Больших девочек» увезли в психушку
Мнения фанатов блогерши разделились
«Вы здесь дроны собираете?»: жильцы краснодарской многоэтажки ополчились на соседей из Донецка
Причины конфликта до конца неизвестны
«Золотая судья» из Краснодара заявила, что в суде и прокуратуре Баку «громко смеялись», узнав об обвинениях в ее адрес
Елену Хахалеву подозревают в мошенничестве из-за прогулов