Из зоны боевых действий на Кубань: поэтесса Елена Скрипченко рассказала, почему выбрала Краснодар и взяла в руки перо
Фото: соцсети Скрипченко

Из зоны боевых действий на Кубань: поэтесса Елена Скрипченко рассказала, почему выбрала Краснодар и взяла в руки перо

Еще несколько лет назад поэтесса Елена Скрипченко не могла себе представить, насколько кардинально изменится ее жизнь. В 2014 году ее родной Донецк стал эпицентром масштабного конфликта. Свист пуль, кружащие над головой боевые «птички» и ракетные авианалеты стали новой реальностью для молодой девушки. Рушились дома, страдали семьи.

Восемь лет Елена не решалась покинуть родную землю. Только с началом СВО, собрав всю волю в кулак, а вещи – в одну дорожную сумку, она отправилась на «большую» землю и оказалась в Краснодаре. Сейчас Скрипченко — набирающий популярность в литературных кругах Кубани автор. О днях в режиме «замри» и о том, почему взяла в руки перо, Елена рассказала в интервью «Сарафану».

- Вы не так давно переехали в Краснодар. Почему решили выбрать именно Кубань? 

Е.С.: В Краснодаре я не очень давно. Если говорить точнее, то с августа 2022 года. Приезд сюда — весьма интересная история, местами напоминающая триллер. Я родилась и всю жизнь жила в Донецке. Этой мой родной город. Город, который я люблю. Но я была вынуждена уехать в связи с эскалацией конфликта и обострением боевых действий в 2022 году. Ближе к лету я поняла, что нервы мои не выдерживают происходящего — из-за сильных обстрелов было очень страшно находится в городе, и даже в собственной квартире. В первую очередь мне хотелось обезопасить детей. Я сама воспитываю дочерей. В связи с этим было принято решение уехать. 

8Kcod8fku9I.jpg
Фото: соцсети Скрипченко

Но так вышло, что точкой «Б» стал не Краснодар, а Симферополь, куда я отправилась с детьми и с одной дорожной сумкой. Мои друзья приютили нас на какое-то время. Но ближе к лету я понимала, что нужно брать ответственность за себя и свою жизнь, каким-то образом обустраиваться. Как оказалось, в Симферополе есть свои сложности с этим. А в Краснодаре к тому времени «донецких» было достаточно. Несколько знакомых семей уже некоторое время жили на Кубани. Очень тепло они отзывались о крае, поэтому решение о переезде было принято в течение одного дня: вечером я собрала вещи и с детьми приехала сюда.

- В Краснодаре вы впервые за долгое время задышали «мирным» воздухом. Трагические и, безусловно, страшные события последних лет в Донецке не могли пройти для вас бесследно. А началось все с проклятого Майдана... 

Е.С.: Страшно сказать, уже десять лет прошло. Вспоминая о тех днях могу сказать, что действительно было страшно. Никто из дончан не понимал, что происходит. Почему все именно так? Почему случаются авианалеты с обстрелами нашего города? Знаете, с одной стороны была какая-то вера, что этот страшный сон скоро закончится, что это не может происходить с нами, что такого не может быть в XXI веке. С другой стороны, было предчувствие чего-то фатального и неизбежного. На одной чаше весов отрицание, а на другой — понимание того, что мы ступили на какую-то темную полосу, идти по которой предстоит еще долго.

- Как на ситуацию реагировали обычные люди на Донбассе? Наверняка, за эти десять лет, которые могут показаться вечностью, были разные времена. 

Е.С.: Люди реагировали по-разному. Часть из них особо остро ощущала несправедливость происходящего с нами — они ушли на фронт воевать или стали волонтерами, старались выстраивать что-то новое. Часть людей жили в режиме «замри». Так или иначе, во многих теплилась надежда на то, что это все ненадолго, что конфликт каким-то образом разрешится.  На то, что жизнь снова станет мирной и нужно просто какое-то время подождать. Еще часть людей уехала из города. 

Многие из моих знакомых уехали в 2014 году — так называемая первая волна эмиграции из Донецка. Они больше не вернулись. Наиболее острой была фаза с 2014 по 2016 годы, это было время жесточайших обстрелов Донбасса. Если говорить о городе Донецке, то с конца 2016 года стало чуть-чуть тише. У нас возникла иллюзия зыбкого мира, скорее, появилась надежда, что мирная жизнь все-таки возможна. Мы учились и ходили на работу, работали больницы, школы, детские сады и даже развлекательные заведения. Хотя окраины и отдаленные от города районы были в состоянии повышенной боевой готовности все это время. Ты все равно понимал, что линия фронта близко и продолжают гибнуть люди. Смерть была всё время рядом.

- Что вы ощущаете глядя на то, что сейчас происходит с Украиной?

Е.С.: С годами во мне выработался философский подход. То, что происходит в рамках этого конфликта, — это только лишь часть глобального мирового процесса. Все, что остается мне самой — наблюдать, не забывая о том, что я, как и многие дончане, сторона здесь, скорее, пострадавшая.

- Остался ли кто-либо у вас из близких на «той стороне»? Поддерживаете ли вы с ними связь?

Е.С.: У меня есть друзья и даже родственники, которые проживают на территории Украины. Могу сказать, что общение происходит регулярно. Никто из нас с пеной у рта не доказывает друг другу свою правоту. Скорее всего, так происходит, потому что есть нечто большее, что нас объединяет. Есть общие ценности. Например, с одной подругой меня связывают многолетние дружеские отношения. Мы всегда находим о чем поговорить, а вопроса: «Кто прав, а кто виноват?» не касаемся.

- Правильно ли я понимаю, что настоящим спасением в непростой жизненной ситуации стала поэзия. Вы начали активно писать стихи?

Е.С.: Я активно пишу с 2016 года. В юности были попытки писать, связанные с собственными переживаниями (по принципу «бумага стерпит все»). Но они были пресечены моим поступлением на филфак, где нужно было очень много информации пропускать через себя. Мы не создавали там что-то свое, а по большей части читали, изучали, анализировали творчество классиков и современников. На мой взгляд, этой информации было настолько много, что внутренний голос, который отвечает за создание собственных текстов,  оказался абсолютно заглушен. 

KiTNREG36Ig.jpg
Фото: соцсети Скрипченко

Несколько лет спустя, ввиду не очень простых жизненных обстоятельств, я снова взялась за перо, и этот процесс стал очень активным. Спустя примерно год я поняла, во-первых, что пишу очень много. Во-вторых, есть некая положительная динамика у этих текстов. Со временем они становятся лучше. Это исходная точка моего авторского пути.

- Что насчет прозы?

Е.С.: Пишу я исключительно стихи, а читаю исключительно прозу. Понятия не имею, кто эти замечательные люди, которые пишут повести, романы. Как они выдерживают такой объем информации? Как им удается создавать структуру, тянуть через все произведение эту ниточку, держась за которую двигается читатель вслед за автором? 


С другой стороны, не представляю, как можно взять сборник стихотворений и прочитать его от начала и до конца. В моем понимании каждое поэтическое произведение — это фиксирование определенного момента. Смысл лирики в  некой фотографичности, в том, что она помогает «схватить» и запечатлеть тот момент, который больше никогда не повторится. При этом вживую послушать авторов, которые читают свои стихотворения, очень даже люблю.

- Расскажите о ваших книгах — они вышли не так давно.

Е.С.: У меня пока два поэтических сборника. Моя первая книга «Modus Vivendi» вышла в самом конце 2023 года. Вторая книга появилась в июне 2024 года — разница между двумя книгами полгода. С изданием книг достаточно интересная история получилась потому, что в течение нескольких лет я «писала в стол». Не решалась каким-то образом заявить миру о себе как о человеке пишущем, изредка выступала на камерных мероприятиях в Донецке. Но весной 2023 года со мной связался достаточно известный в донецких литературных кругах издатель. Он предложил подготовить рукопись книги, но так получилось, что заниматься моей книгой он не смог. 

Изображение WhatsApp 2024-07-03 в 16.32.00_a8d1f71d.jpg
Фото: соцсети Скрипченко

Волею судеб я набрела на сайт крупного волгоградского издательства и узнала, что у них есть грантовое направление для авторов. Я отправила свою рукопись с надеждой выиграть грант. В ноябре 2023 года пришло письмо, что коллегия издательства утвердила мою рукопись. С того момента началась работа над моей книгой. В январе 2024 года я получила авторские экземпляры книги и поняла, что у меня есть материал для второй. Поэтому в течение месяца я подготовила вторую рукопись. В июне вышла вторая книга.

Книги получились душевные. Они связаны между собой и по смыслу, и визуально. Мы специально подбирали обложки, которые бы перекликались между собой. Моя концепция такова: с одной стороны, поэзия — способ восприятия мира и существования в нем, а с другой — способ действия и создания реальности. 

- Расскажите о вашем участии в творческих встречах и различных проектах. Возможно, что-то вам запомнилось больше всего.

Е.С.: После того, как я переехала в Краснодар и задышала «мирным» воздухом, я поняла, что мне хочется быть причастной к какому-то поэтическому объединению или клубу, в котором бы состояли интересные и творческие люди, объединенные желанием создавать что-то новое, делиться этим друг с другом и со слушателями. На сегодняшний день я состою в поэтическом клубе «Птицы» и принимаю участие в мероприятиях, которые организовывает этот клуб. Мне очень нравится «птичья» атмосфера. Так получилось, что мои тексты насквозь пропитаны птичьей символикой. Ребята регулярно проводят творческие вечера, на которых приятная и дружеская атмосфера. Люди собираются вместе потому, что им интересно продемонстрировать созданное ими и послушать других, которые тоже создают не менее интересное и очень крутое.

Изображение WhatsApp 2024-07-03 в 16.31.26_f77b90b2.jpg
Фото: соцсети Скрипченко

-  Однажды вы сказали: «Пишу вопреки тому, что я филолог...». Насколько мешает или помогает вам образование при написании стихов?

Е.С.: Не утверждаю, что это ситуация, которая характерна для всех творческих и пишущих людей. Говорю исключительно о себе. Внутри меня есть два персонажа. Один из них — тот самый автор, творец, поэт, у которого есть собственный голос. Второй персонаж — это филолог. Он грамотный, начитанный, но у него нет своего голоса. Он больше читатель, критик, аналитик, нежели творец и создатель. Возможно покажется, что филолог должен поэту каким-то образом помогать, но я, наверное, будучи идеалистом по своей природе, ставлю поэзию на пьедестал и считаю, что во время создания поэтических текстов должен работать исключительно автор, а другие голоса мешать ему не должны. Только в этом случае получится создать кристально чистый текст, который будет уникальным по своей природе и затронет струны душ других людей.  Филолог хорош, когда текст уже написан. Он может этот текст «причесать», чтобы он был гладким и красивым со всех сторон.

- Существует несколько мнений о том, можно ли в принципе стать поэтом. Как вы считаете, это дар свыше или этому можно научиться?

Е.С.: Положа руку на сердце: первое. Я бы сказала, что это даже не дар, а особое устройство психики и обостренная чувствительность, которая позволяет человеку замечать внутри себя, в окружающем мире, в других людях что-то интересное и удивительное.  В итоге все превращается в образы, а они облекаются в слово. 

С другой стороны, зависит очень много и от того, какое именно это слово. Никакой талант не будет работать в полной мере без развития. Если уж не учиться этому специально, любому пишущему человеку неплохо было бы окружить себя качественными текстами, читать хорошую литературу, обогащать свой словарный запас и усложняться. Чем сложнее устроен сам человек, тем более интересные и необычные языковые средства он использует для того, чтобы описать устройство мира: как своего внутреннего, так и того, который изнутри проецируется наружу.

- Одна из ваших ипостасей — астролог. Что могут сказать звезды о нас и нашей жизни, судьбе?

Е.С.: Мой путь в астрологию начался в 2021 году, когда я оказалась в критической точке, это касалось событий в личной жизни. Именно из этой точки я отправилась искать ответ на главный вопрос: «Почему все это со мной происходит?». В скором времени я нашла учителя, поступила в школу астрологии и закончила ее в этом году. За этот период в жизни поменялось многое. Удалось достаточно неплохо разобраться в себе, овладеть специфическим астрологическим языком, разобраться в собственных проблемных моментах и осознать, какие убеждения мешают жить. Мне удалось понять, что ответственность за все происходящее лежит на самом человеке. Уже из этой взрослой позиции я могла выстраивать свою жизнь, подтягивать событийность, использовать таланты, которые даны каждому из нас от природы и просто наслаждаться каждым днем.

У Елены есть паблики в ВК и ТГ, где она рассказывает о себе и демонстрирует свой слог. 
Поделиться:
Не Джоли, и не Монро: люди выбрали самую красивую актрису всех времен

Большинство проголосовавших выбрали новую возлюбленную Тима Бертона

Его носили Есенин и Маяковский: Орландо Блум пришел на пляж в необычном наряде
Актера заметили на отдыхе с Кэти Перри в мужском купальнике
«Сейчас его трудно узнать»: украинский певец Николай Гнатюк пострадал за правду о России
Легендарного артиста предали забвению и вынудили эмигрировать
«Мне кажется, что Вова лучше»: Агата Муцениеце составила ТОП-5 актеров по умению целоваться в кадре

Самое популярное