Интервью с исполняющим обязанности руководителя пресс-службы Екатеринодарской Епархии.
В преддверии главного христианского праздника ответить на вопросы «Живой Кубани» мы попросили священника храма иконы Божией Матери «Целительница» г. Краснодара иерея Вячеслава Клименко.

— Отец Вячеслав, сегодня государство и церковь уже не отделены друг от друга. За свои верования люди не подвергаются гонениям. Как это отразилось на количестве приходов и прихожан? Как идет сегодня молодежь в православную веру?

— В целом, хочется думать, что такой подход должен отражаться положительно. Но рост числа храмов и прихожан — это всего лишь цифры. Они не могут быть показателем религиозности общества. В целом мы сегодня сталкиваемся с советской идеологией долженствования — ощутимая часть наших соотечественников ожидает, что им все преподнесут на блюдечке, как это было 30-40 лет тому назад: работай себе спокойно на одном месте и получай свою зарплату. Такая парадигма пронизывает мышление всего общества, за исключением молодого поколения. В целом, это общество боится брать на себя ответственность за принятие решений, видит все проблемы в окружающем мире. Того же, видимо, ждут и от Церкви — священник должен решать сиюминутные потребности человека, пришедшего за волшебной пилюлей. А тут ему предлагают изменить образ жизни и задуматься о важных вещах, да еще и научиться брать ответственность на себя.

С молодежью в этом плане намного проще. Это горящие, честные и ищущие правды умы в основной своей массе. Формат молодого человека сегодня отличается от того, что можно было увидеть в 90-е годы или в начале 2000-х. Сегодня это ребята, которые следят за своим здоровьем, стараются не иметь вредных привычек и всерьез задумываются о будущем. К счастью, с ними легко найти общий язык. Они находят себя в Церкви чаще всего в качестве волонтеров — посещают пациентов больниц, кормят бездомных, помогают очищать от мусора парки и кладбища. В целом это сказывается положительно, потому что внешние люди, находящиеся вне ограды Церкви, узнают о ней не по каким-то словам, а по образу жизни ее членов, по их добрым делам. Есть надежда и уверенность, что через годы возросшее количество прихожан приобретет еще и соответствующее качество религиозной жизни, понимания своей веры.

— Пасха — самый главный и самый радостный православный праздник. У кубанских казаков этот день даже было принято начинать словами: «Вылык дэнь встречайте, радость начинайте!». В чем смысл этой традиции?

— Пасха для всего христианского мира — это не просто традиция. Это средоточие всей жизни. Как любят шутить коллеги-журналисты, «сегодня мы говорим о новости, которой уже две тысячи лет». Куда ни зайди — как мы друг друга приветствуем?! Радостным восклицанием «Христос Воскресе!» И что нам на это отвечают уже две тысячи лет?! Воистину Воскресе! Мы празднуем победу жизни над смертью. Как тут не радоваться? И, вправду, это великий день.

Конечно, остаются люди, и таких большинство, для кого праздник Пасхи заключается в освящении куличей и поедании крашеных яиц. Это их выбор. Печальной такая ситуация будет только в том случае, если это отношение люди не хотят менять, если для них его достаточно. Тогда, конечно, это личная трагедия. Для меня такое отношение сравнимо с подарком: тебе его подарили и ты радуешься красивой коробочке, но никогда ее не распечатываешь и даже не знаешь, что внутри. А внутри и книги были, и кругосветные путешествия, и все радости жизни, какие только ведомы человеку, но ты их так и не открыл… 

Нужно идти дальше обертки. Дальше куличей и крашеных яиц. Нужно идти к пониманию Праздника. Осмысливать его для себя. Если самостоятельно этого сделать не получается — любой священник будет рад помочь, побеседует,, все расскажет и объяснит. 

Но и тут есть проблема. Не все так гладко в современном обществе, как хочется. Сформировалась культура потребления. И в храм человек приходит с ней же. Для него Церковь превратилась в институт религиозных услуг. Такой человек считает себя важным клиентом в храме. Но это иллюзия. Еще раз повторюсь: важно качество религиозной жизни. Важно менять свое отношение жизни. 

Представьте себе людей в качестве бытовых приборов. Кем будет человек, привыкший только потреблять? Ведь даже холодильник — дает тепло. Печь — кормит испеченным блюдом. Телевизор — и тот информацией делится. А что в доме только потребляет и ничего не дает взамен?! Мусорное ведро! И человек сам себя в такую мусорку превращает. 

Часто бывает, спешишь в реанимацию к умирающему, а тебя ловят люди с «важным» вопросом — крестик освятить. Да не тогда, когда ты можешь, а тогда, когда они пришли. Это и есть выражение культуры потребления. Церковь — иной мир, так сам Христос сказал: «Царство Мое — не от мира сего». В Церкви законы потребления не действуют. Как учит нас Священное Писание: «Блаженнее давать, нежели брать». Поэтому лучше заранее обо всем договариваться, тогда и обид не будет. И пользу человек приобретет большую.

— Как Русская Православная Церковь и Кубанская Епархия собираются отмечать нынешнюю Пасху? Где и когда пройдут службы?

— Как и всегда — радостью за богослужением и добрыми делами. После ночных служений днем почти во всех храмах пройдут праздничные концерты для прихожан. Где-то будут поэтические вечера или чаепития. У кого уже сложилась такая традиция — праздничными блюдами угостят нуждающихся. Многие священнослужители посещают в период Пасхи заключенных, тяжелобольных. В любом случае все это — живое общение и настоящие поступки — нужно для того, чтобы поделиться радостью о Воскресшем Христе с тем, кому сейчас тяжелее, кому сейчас не до радости. А какой смысл что-то иметь, если этим не с кем поделиться?!

— Отец Вячеслав, можно ли научить человека вере? Или к этому каждый должен прийти сам?

— Из юности помню выражение одного кинорежиссера: «Научить нельзя — можно только научиться». Если бы вере можно было научить — люди в Церкви были бы одинаково мыслящими роботами. Но любой человек, хоть немного общающийся не с неофитами, а с воцерковленными прихожанами, понимает, что встретить тут можно порой людей диаметрально противоположных взглядов.

С другой стороны — все идет из семьи. В очередной раз вернусь к своей мысли о перекладывании ответственности: никто не хочет добросовестно исполнять свой труд. Учителя оставляют все нравственное наставление детей родителям, родители же взваливают воспитание на учителей. Это неправильно. Всегда нужно задать вопрос себе: «А что я сделал, чтобы…».

Так и в религиозном плане. В нерелигиозной семье повзрослевшие дети очень редко смогут дойти до осознанной веры, потому что ее в семье не было, осознавать нечего, время упущено. И, напротив, дети из религиозных семей более закаленные и встречают жизненные трудности не как личные трагедии, а как испытания и задачи, решение которых почти всегда можно найти. Семья — это основа основ.

Кстати, хотел бы сказать, пользуясь случаем, что я веду свою страницу в Инстаграм. Ее адрес — @klimeslav. Заходите туда. Возможно, откроете для себя что-то новое… 

— Что вы можете пожелать кубанцам в этот светлый праздник?

— Хочется пожелать трезвости и честности, прежде всего по отношению к самим себе. Мужества признать свои ошибки и силы примириться с ближними. Всегда иметь рядом того, с кем хочется делиться радостью. И все это — в гармонии с Богом!
Опубликовано в рубрике "Из жизни" 26.04.2019 12:22:59
Поделиться:
Недетские проблемы кубанского «детского» закона
Увы, но за несколько последних лет Краснодарский край скатился в самый подвал рейтинга региональных систем профилактики подростковых правонарушений
Мы родом из софта
Сказка - ложь, да в ней намек 
Унесенные ветром или похороны с огоньком
Прохладное отношение к огненному погребению постепенно теплеет. Крупные российские города и вовсе переживают бум на кремацию
НЛО сняли на видео жители Ростова
Глава КЧР Рашид Темрезов купил назначение для родственника-руководителя горсуда Черкесска
Рауф Арашуков останется сенатором от КЧР в Совфеде

Самое популярное